Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы - образец христианского супружества и святой любви

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы - образец христианского супружества и святой любви.Таинство брака

Любовь... семья... дети. Что может быть более драгоценнее в жизни? Но это бесценное сокровище почему-то оказывается крайне хрупким: каждый второй брак сегодня оборачивается трагедией. Вместо осколков рая на Земле всё больше появляются островки Дантова ада. Но за что?

Ответ мы знаем. Предательство. Оно начинается еще за долго до измены. Когда в человеке видят лишь соблазнительную плоть, - его уже предают. Когда другой - не более чем инструмент для удовлетворения различных страстей - его тоже предают. Когда муж и жена - всего лишь выгодные «компаньоны» по жизни или «сексуальные партнеры» - вряд ли они станут крепкой семьей. Даже появление детей, этих цветов жизни, дает лишь краткую отсрочку предательству. Всё начиналось так чудесно, а остаются лишь горькие слёзы.

Брак - всегда загадка. А точнее - уравнение с двумя неизвестными. "Все девушки хороши, и откуда же берутся плохие жёны?" - гласит народная мудрость. Это относится и к мужьям. Неужели в брачном союзе спрятана мина замедленного действия, которая может разорвать в клочья то, что казалось нерасторжимым навеки. И мин целых две, по одной в каждом супруге. Мина греховного Адамова наследства - жить для себя, жить всласть, ибо на это "имеем полное право". В обществе потребления брак становится "потребительским". Когда одна половина "потребляет" другую, остаются лишь две скорлупки, пустые, никчемные, скушные и более не нужные.

Но брак может быть и другим. «Я беру тебя, беден ли ты или богат, здоров или болен, добр или зол» - так говорится в древнем чине венчания - одном из церковных таинств, в котором сочетающимся браком дается особая Божественная благодать к созданию крепкой семьи, рождению и доброму воспитанию потомства.

Христианство не только не гнушается браком, как это было в древних языческих сектах, христианство сравнивает брачный союз с образом отношений Самого Христа - и Церкви, Его Невесты! В послании к христианам малоазийского города Ефеса апостол Павел пишет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и отдал Свою жизнь ради нее, чтобы освятить ее, ... чтобы она предстала перед Ним во всей красе - ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, - то есть святой и непорочной.  Так и мужья обязаны любить своих жен, как свое собственное тело: любящий свою жену любит самого себя. Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как и Христос Церковь, потому что мы - части Его тела. Вот почему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и станут двое одной плотью. Здесь великая тайна; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена пусть почитает своего мужа» (Еф. 5:25 -  32).

Поэтому христианство утверждает: брак - свят и нерасторжим, как в живом человеке нерасторжимо единство души и тела. Даже смерть не может разлучить любимых, ибо любовь сильнее смерти.

«Смотри, что дает людям союз любви, мудрый брак, - восклицает святитель Григорий Богослов, видный мыслитель Церкви IV века, -  Благодаря браку, мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему, мы получаем двойную силу к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство, благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви».

«Брачная любовь есть сильнейший тип любви, - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости».

Но такой брак - подвиг. Насколько легче «попользоваться» друг другом и разбежаться, нежели ежедневно утеснять эгоистические стремления, весть борьбу с грехом в себе и ближнем - ради окончательного торжества любви. Имея залог духовного единодушия, дружного устремления всей семьи -  ко Христу, который и подается Таинством Венчания, супружеская жизнь становится настоящей борьбой - но только не друг с другом, а борьбой за то, чтобы вся семья стала отражением Божественной любви Небесного Отца к Сыну в Духе Святом - любви чистой, любви святой, любви крестной.

Образцом христианского супружества, чистой, святой, крестной любви являются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Явление на свет праведников всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир.

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году.

За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж, став княгиней. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался и предпочел власти и богатству добровольное изгнание. Он не пожелал нарушить обета верности, который дал перед Богом. Благоверные супруги на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые благословение княже Петр и Феврония! Молите Бога о нас, грешных!

Тропарь благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.

Величание

Ублажаем вас, святии чудотворцы Петре и Февроние, и чтим святую память вашу, вы бо молите за ны Христа, Бога нашего.